Горбачева Елена Игоревна

gorbachevaДоктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования КГУ им. К.Э. Циолковского, директор Центра социально-гуманитарных технологий

Образование, ученые степени

  • 1979 — Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, специальность «педагогика и психология»
  • 1987 — Кандидат психологических наук: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, тема диссертации: Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики умственного развития школьников
  • 2002 — Доктор психологических наук: Психологический институт РАО, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Предметная ориентация мышления: Сущность, механизмы, условия развития
  • 2005 — Профессор

Награды, почетные звания

  • Медаль им. К.Д.Ушинского

Научно-педагогическая деятельность

С 1997 г. – декан факультета профессиональной переподготовки практических психологов Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского. Руководитель аспирантуры по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология. Руководитель магистерской программы «Педагогическая психология».

Области научных интересов

Психологическая диагностика, психология мышления, историческая психология.

Создатель и руководитель научной школы, занимающейся изучением проблем развития профессионального мышления, основные исследования школы представлены в работах сотрудников кафедры психологии развития и образования и Центра социально-гуманитарных технологий Калужского государственного университета.

Основные публикации

Монографии и главы в монографиях

Горбачева Е.И. Проблемное поле определения понятия «личность» в психологии // Операционализация   психологических   понятий   в   мышлении   студентов: сущность,   механизмы,   технологии   /   под   ред.   Е.И.   Горбачевой.   М.— Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С. 26–45.

Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга: КГПУ, 2001.

Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992.

Статьи

Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. №1. С.58–67.

Горбачева Е.И., Губина Н.К., Помазина О.А. Институциональные факторы, определяющие развитие партнерских отношений в условиях университетского сообщества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 238–243.(скачать)

Акимова М.К., Горбачева Е.И. Нормативный подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т.6, №2. С.45–56. (скачать с сайта журнала)

Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Дифференциальные особенности нормативопринятия у молодых россиян // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1(2). С.111–115. (скачать)

Мельниченко Т.Ю., Горбачева Е.И., Губина Н.К. Партнерские отношения в вузе: основные подходы к проблеме // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. С. 114–122.

Акимова М.К., Горбачёва Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Тест умственного разбития взрослых: теоретические подходы к конструированию и психометрическая квалификация // Вопросы психологии. 2010. №5. С.51–61.

Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики // Вопросы психологии. 2006. №5. С.14–23.

Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 35–48.

Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. 1999. №3. С. 67–74.

Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание // Вопросы психологии. 1994. №5. С.78–85. (читать на сайте журнала)

Горбачева Е.И. Психологический анализ критериального задания // Вопросы психологии. 1991. №2. С.75–80 (читать на сайте журнала)

Горбачева Е.И. Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. С.51–57.(читать на сайте журнала)

Горбачева Е.И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. 1985. №5. С.133–139 (читать на сайте журнала)

 

Учебники и учебные пособия

Психодиагностика. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. М.К. Акимовой. М.: Издательство Юрайт, 2014. (глава 8 – Диагностика достижений)

Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. СПб: Питер, 2003 (глава в учебнике).

Психологические  задания  к  педагогической  практике  студентов:  Пособие  для  преподавателей  высш.  пед.  учеб.  заведений  / Под  ред.  проф.  А.Э. Штейнмеца. М.:  Гуманит.  изд.  центр ВЛАДОС,  2002. (соавтор)

Изображение 0191

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.psihfak.ru/kafedryi/obshheuniversitetskaya-kafedra-psihologii/174-2/